Переход подземный или надземный. Дорожный парадокс на Волгоградской

Жителям саранского микрорайона «Юбилейный», а также посетителям торгово-развлекательного комплекса «Сити Парк» хорошо известна проблема дорожного перехода через проезжую часть по улице Волгоградская: на том участке, где расположен непосредственно ТРК, а также остановка «Микрорайон «Юбилейный». Недавно стало известно, что городские власти планируют построить в этом месте подземный либо надземный переход, чтобы решить острую проблему пешеходов и автомобилистов.

Дорожно-пешеходный парадокс на участке Волгоградской улицы рядом с ТРК «Сити Парк» существует уже давно, возникнув вследствие не самого удачного расположения остановок общественного транспорта, пешеходных переходов и крупного торгового-развлекательного центра друг относительно друга.

Остановка «Микрорайон «Юбилейный» находится рядом со входом в ТРК «Сити Парк». Соответственно, прямо напротив нее, на другой стороне улицы, расположена вторая остановка. При этом две пешеходные «зебры» [на пересечении Волгоградской и Короленко, а также на «кольце» Волгоградской и Севастопольской] удалены от этих остановок на приличное расстояние. Это не стало бы большой проблемы, если бы не фактор крупного торгово-развлекательного комплекса, провоцирующего постоянное движение человеческого потока на этом участке дороги.

Многие люди, обладающие высоким уровнем ленивости либо маломобильные в силу объективных причин, не делают «крюк» до ближайшей «зебры», а переходят проезжую часть по прямой: от остановки до остановки. Естественно, это создает постоянную угрозу аварийных ситуаций. Сотрудники ДПС неоднократно предпринимали попытки регулировать движение пешеходов на этом участке, запрещали горожанам переходить проезжую часть в неположенном месте. Но тщетно: люди как переходили дорогу напрямую, так и переходят.

Очевидно, что эту проблему рано или поздно придется решать. Мэр Саранска Петр Тултаев на сентябрьской встрече с председателями домовых и уличных комитетов, председателями ТОС и ТСЖ объявил, что в 2019 году на проблемном участке планируется строительство надземного или подземного пешеходного перехода.

Установить обычный наземный переход в этом месте не представляется возможным, ведь в таком случае сразу три «зебры» расположатся на небольшом дорожном отрезке в несколько сотен метров, что безусловно создаст проблемы автомобильному движению. Следовательно, выхода только два: построить подземный или надземный пешеходный переход.

Стоит отметить, что у каждого из этих вариантов есть как плюсы, так и минусы. Подземные и надземные пешеходные переходы получили широкое распространение только на постсоветском пространстве и в некоторых странах Азии. В Европе или США количество пешеходных переходов подобных типов сведено к минимуму: обычно они совмещены с выходами со станций метрополитена [подземный вариант] либо расположены на самых крупных автомагистралях [надземный вариант]. В нашей же стране такие переходы строят очень часто: даже тогда, когда ситуация того и не требует.

Считается, что подземные и надземные пешеходные переходы удобнее и безопаснее наземных. Не во всех случаях это так. Некоторые пешеходы ради сокращения пути и нежелания лишний раз преодолевать десятки ступеней, все равно перебегают дорогу в неположенных местах, где водители не ожидают появления людей на проезжей части. Но если оценивать конкретную ситуацию именно на Волгоградской улице, то проблемы с безопасностью вряд ли возникнут — переход и так будет самым коротким способом перейти дорогу.

Также стоит задуматься о том, насколько такой подземный или надземный переход будет удобен людям с повышенными физическими потребностями, мамам с колясками и пожилым людям.

Судя по всему, местные власти склоняются к варианту с подземным переходом. По словам Петра Тултаева, «подниматься с сумками вверх, если будем рассматривать надземный вариант, многие не смогут и тогда снова будут возникать вопросы». Безусловно, у надземных переходов длиннее лестничный марш, чем у подземных, но спускаться и подниматься по ступенькам придется в обоих случаях.

Давно существуют проекты надземных пешеходных переходов с лифтами для маломобильных категорий населения [и многие из них реализованы в разных городах России]. В таком случае решается проблема перехода через дорогу людей, которые не могут свободно подниматься и спускаться по ступенькам.

Явными преимуществами надземного перехода над подземным являются стоимость и сроки строительства. В то же время, на техническую эксплуатацию и ремонт надземных переходов требуется больше денег, чем в случае с подземными переходами. Также высказывается мнение, что «надземки» портят вид улицы, но в этом случае много зависит от конструкции перехода и ее внешнего вида.

Подземный переход объективно строить сложнее, но, скорее всего, именно этот вариант будет реализован в Саранске на Волгоградской улице. В настоящее время обсуждаются возможные проекты, строительство намечено на 2019 год.