Мордовия — новый регион на гастрономической карте России

"Гастрономическая карта России" — это проект Ростуризма и одно из главных туристических мероприятий 2017 года. Основная цель этого проекта — создание интерактивной карты, где будет представлена самая полная и актуальная информация о возможностях российских регионов в сфере гастрономического туризма и агротуризма. Мордовия стала десятым регионом, нанесенным на карту.

Гастрономический туризм — одно из наиболее быстро развивающихся направлений в современном туризме. Через призму национальной кухни туристы узнают о том или ином регионе: о его истории, культуре, традициях, обычаях. Продуктом гастрономического туризма выступают гастротуры — комплекс мероприятий, характерных для местной кухни. Такие мероприятия проводятся не только в ресторанах, но и на рынках, кухнях местных жителей, ярмарках, фестивалях, улицах, фермах, во время урожаев и карнавальных действ. Гастротуры можно разделить на городские и сельские [«зеленые»] — во втором случае гастрономический туризм неразрывно связан с агротуризмом.

Гастрономические туры очень популярны за рубежом. Например, есть знаменитые французские винные туры, голландские сырные или чешские пивные туры. В России [с ее этническим и гастрономическим разнообразием] можно создать огромное количество интересных гастротуров, которые знакомили бы туристов не только с особенностями местной кухни, но и раскрывали этнокультурный потенциал российских регионов. Для выполнения этой амбициозной задачи был создан проект «Гастрономическая карта России».

Экспедиция проекта [трэвел-эксперты, гастрономы, логисты, блогеры, фотографы] на внедорожниках УАЗ [2 Пикапа и 3 Патриота] прокладывает маршруты гастрономического туризма и организует тестовые туры в регионах России. На маршрутах создаются турпродукты, а на карту наносятся региональные продукты и региональные блюда. В итоге должна получиться интерактивная гастрономическая карта России, которая будет доступна на сайте Russia.Travel на русском языке, английском, а впоследствии и на других языках. Карта познакомит потребителей в России и за рубежом с уникальными продуктами питания, которые производятся на территории нашей страны, интересными блюдами и традициями региональной кухни, а также местами, где все это можно попробовать. Проект способствует развитию этногастрономического туризма в России и популяризирует региональную продукцию.

Участниками проекта «Гастрономическая карта России» уже стали Владимирская, Ростовская, Самарская, Тульская и Ярославская области, Республики Татарстан и Удмуртия, Краснодарский и Ставропольский края. Недавно экспедиция проекта добралась до Мордовии. Главное мероприятие, посвященное «Гастрономической карте», провели в «Мордовском подворье».

Основными действующими лицами мероприятия стали: Алексей Меркушкин [министр целевых программ Республики Мордовия], Анастасия Бакулина [начальник Управления культуры Администрации Рузаевского муниципального района], Екатерина Шаповалова [координатор федерального проекта «Гастрономическая карта России»]. Отдельное внимание уделили Чемпионату мира по футболу и тем болельщикам, что приедут в республику в следующем году. Команда проекта совместно с шеф-поварами Саранска даже разработала специальное футбольное меню с традиционными блюдами Мордовии в современном исполнении.

Одно из таких блюд — мордовские блины «пачат». Обычно «пачат» готовят из пшеничной или пшенной муки, на дрожжах — поэтому они получаются такими пышными. Специального для футбольного меню пачат модернизировали, сделав из них стрит-фуд — уличную еду для перекуса.

Еще одно национальное блюдо мордовской кухни — известная многим «Медвежья лапа», приготовленная особым образом мясная лепешка. Свинину и печень пропускают через мясорубку, добавляют пассерованный лук, яйца, соль, перец. Затем все перемешивают и придают овальную форму. После — панируют в луке, яйце и нарезанном соломкой белом хлебе. Наконец, жарят на растительном масле и подают с овощным гарниром.

Не забыли и о кургонят — ватрушках с творожно-картофельной начинкой. В Мордовии существует одноименный гастрономический фестиваль [«Кургоня»], в этом году он проходил уже в третий раз. Фестиваль включен в Федеральный Национальный календарь событий и входит в топ-10 самых популярных гастрономических фестивалей России.

Мордовский стол редко обходится без меда. В этот раз он был в самых разных ипостасях, в том числе и в сотах.

Молочный поросенок — для праздничного застолья. Самый распространенный способ приготовления молочного поросенка — запекание или жаренье на вертеле, но можно и отварить. Поскольку мяса в молочном поросенке не так много, его часто фаршируют.

Мордовские пельмени [цемант] варят в говяжьем бульоне. В пельменное тесто, нарезанное небольшими квадратиками, заворачивают маленькие кубики свинины, посоленные и сдобренные луком. По своим размерам мордовские пельмени превосходят обычные. Большие порции вообще свойственны мордовской кухне.

Собственная разновидность супа или похлебки есть в гастрономической карте очень многих народов. Мордовские [народы] — не исключение.

Ни одно гастрономическое событие в республике не обходится без позы — традиционного мордовского напитка. Приготовить его не так просто. Сахарную свеклу необходимо почистить, нарезать, залить водой и тушить в течение суток. Затем охладить до комнатной температуры, положить часть ржаной муки, перемешать и оставить солодеть на 6 часов. После этого необходимо влить кипяченую воду, довести сусло до кипения, охладить и процедить. На этом же сусле развести дрожжи с небольшим количеством ржаной муки и сахара. Затем сусло следует соединить с отваром хмеля и дрожжевой закваской и оставить бродить 2-3 часа. Готовый напиток процедить и хранить в холодном месте. Считается, что поза утоляет не только жажду, но и голод.

Продуктовые бренды Мордовии были представлены колбасами, сырами, молочной продукцией. Место нашлось и для шоколадных конфет от «Ламзури», и для знаменитого зеленого горошка от «Саранского консервного завода». Мордовские продукты известны во многих регионах России, а совсем недавно в крупнейшем агрокластере страны — московском продовольственном центре ФУД СИТИ — открылся выставочный павильон Мордовии.

Продвижение региональных продуктов на столичные рынки — также одна из задач проекта «Гастрономическая карта России».

Представители проекта отметили качество и разнообразие мордовских продуктов, уделив отдельное внимание агрокластеру Мордовии. Гастрономический туризм [в его условной «зеленой» части] во многом ориентирован на фермерства, сбор урожая, экологически чистые продукты. В этом смысле Мордовия — перспективный регион для развития гастрономического и сельского направлений туризма.

На сегодняшний день знакомство с национальной кухней Мордовии уже входит в программу нескольких туристических туров, в том числе и брендового регионального маршрута «Зов Торамы», о котором мы писали ранее. Однако возможности региона вполне позволяют создавать отдельные гастрономические [сельские] туры.

А пока Мордовия сделала еще один шаг в развитии регионального туризма. Природные ресурсы и этнокультурный потенциал лежат в основе туристической привлекательности нашего региона, поэтому попадание на «Гастрономическую карту России» — важное для республики событие.