«Карпайские»: история семейного предприятия, покорившего европейский рынок

ООО "Карпай" — одно из самых известных и успешных предприятий Мордовии. Семья Баймашевых уже несколько поколений занимается производством и продажей жареных семечек. Небольшой семейный бизнес дорос до статуса крупного регионального экспортера — фирменные семечки "Карпайские" активно реализуются во многих странах Европы. На очереди — новые рынки. Сегодня рассказываем об успехе "Карпайских" и, конечно, о семечках — простом, но любимом многими продукте.

В России семечки — что-то вроде национального снэка [от англ. snack — «легкая закуска»]. Продукт фольклорный и даже культовый — Дмитрий Горчев как-то писал, что «семечки лузгают все, независимо от возраста, пола и образования». Россия при такой любви к подсолнечным семечкам логично занимает первое место в мире по их производству.

Семечки грызут не только у нас и в государствах Восточной Европы. Они также популярны в средиземноморских странах, особенно в Испании, Италии, Турции, также в Китае, Израиле и даже в США [там, например, можно попробовать семечки со вкусом сыра или барбекю]. Но самые вкусные жареные семечки делают в России — активные продажи «Карпайских» в Европе это подтверждают.

Торговая марка «Карпайские» появилась в 2002 году благодаря Касиму Аминовичу Баймашеву. «Карпайские» — по-настоящему семейный бренд. Еще дедушка Касима Аминовича самолично выращивал подсолнухи, шелушил семена и калил их на солнце, а в ярмарочный день возил на продажу в Арзамас. В любимом деле дедушке [его и именовали Карпаем] помогала вся семья. С тех пор род Баймашевых прозвали «карпайскими», и каждое поколение семьи занимается производством жареных семечек — с той же преданностью делу, какой прославился дед Карпай. Что тогда, что и сейчас «карпайские» семечки отличает их неповторимый вкус и качество: вот только дедушка Карпай обходился лучами солнца и своими руками, а теперь есть оборудование из Германии и Англии, позволяющее производить качественные жареные семечки в промышленных масштабах и продавать их во многие регионы России и зарубежные страны.

За 15 лет своего существования компания «Карпай» из небольшого семейного предприятия превратилась в одного из самых успешных игроков на рынке производства жареных семечек. В случае с «Карпайскими» нет необходимости выдумывать искусственные поводы для гордости. На протяжении многих лет торговая марка «Карпайские» является лауреатом крупнейшей в России и Восточной Европе выставке продуктов Продэкспо. География поставок расширяется с каждым годом, выходя уже за пределы Европы. Но главным показателем успеха «Карпайских», как бы банально это ни звучало, являются отзывы простых потребителей. Люди быстро привыкают к «карпайским» семечкам, ценя их за вкус и неизменное качество. Ежемесячно компания «Карпай» производит от 150 до 200 тонн жареных семечек, чтобы удовлетворить потребительский спрос на свою продукцию.

Несмотря на видимую простоту итогового продукта, производство жареных семечек представляет собой многоступенчатый технологический процесс со множеством нюансов. Естественно, всё начинается с закупки семян подсолнечника. Основная масса сырья для производства жареных семечек в нашей стране вырабатывается на Алтае и в Краснодарском крае. ООО «Карпай» закупает сырье в этих регионах, а также у проверенных сельхозпроизводителей в Ставропольском крае, Ростовской и Волгоградской областях. Причем закупает только элитные кондитерские сорта семечек крупного калибра. Для определения калибра используется специальное сито с ячейками определенного диаметра, через которое пропускают семечки. Самый крупный калибр [и, соответственно, самые дорогие семена] — это гиганты калибра 42+, в «голове» подсолнуха таких меньше всего. Следующая ступень — семечки калибра 40+. Эконом-вариант — самые распространенные семечки формата 36-38+. У «Карпайских» минимальный калибр семечек — 38+, максимальный — 42+.

В «Карпае» семечки очищают и калибруют на зарубежном оборудовании из Германии и Англии. Трехуровневая лазерная очистка и качественная калибровка позволяют избежать попадания в пакеты с семечками посторонних элементов [с некоторыми другими производителями жареных семечек подобное, к сожалению, случается]. Немецкие технологии обработки семечек также дают возможность оставлять руки потребителей в чистоте — после употребления «Карпайских» на пальцах не будет грязи [опять же, не со всеми брендами жареных семечек дела обстоят столь хорошо].

Самый важный этап — это, конечно, жарка. Термическая обработка «Карпайских» происходит на зарубежном оборудовании при температуре 160-175 градусов Цельсия. Это оптимальная температура для жарки семечек — сохраняются их полезные свойства и подчеркиваются вкусовые качества. Семечки жарятся без масла, без использования консервантов, усилителей вкуса, добавок и прочих искусственных элементов.

После обжарки семечки фасуются в герметичную упаковку. Специальным оборудованием из каждой пачки выкачивается кислород, что гарантирует сохранность продукции на всем гарантийном сроке хранения. Наконец, готовый продукт доставляется в торговые сети, розничным продавцам, в регионы и за рубеж.

За рубеж «Карпайские продаются достаточно активно. На сегодняшний день «Карпайские» экспортируются в такие страны как Германия [это главный экспортный пункт — с этого государства и началась зарубежная история «Карпайских»], а также Великобритания, Португалия, Кипр, Италия, Греция, Испания, Болгария, Австрия, Бельгия, Венгрия, Дания, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Польша, Словакия, Словения, Румыния, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония. Впереди — новые рынки и новые возможности.

ООО «Карпай» продает семечки, используя несколько торговых марок. Главный бренд, собственно, «Карпайские». Под этой торговой маркой выпускаются жареные семечки «элитные», «отборные», «с арахисом» и «белые соленые». Фасовка в нескольких вариантах: от 40 до 450 г. Есть еще две торговые марки: «Грызбери» и «На крылечке». В частности, бренд «Грызбери» активно экспериментирует с дизайном упаковки — выглядит вполне интересно. Помимо семечек «Карпай» производит фисташки и жареный арахис. Но флагманским продуктом остаются, конечно, семечки.

Успех «Карпайских» доказывает, что при грамотном подходе к делу и стремлении делать качественный продукт можно добиться великолепных результатов. «Карпайские» — это высочайший стандарт качества семечек, подтвержденный обязательной сертификацией. Многолетний опыт работы на внутреннем и европейском рынке вкупе с отлаженной логистикой помогает компании быстро распространять свой продукт до конечных потребителей, как в нашей стране, так и за рубежом. Наконец, «Карпайские» — это пример хорошего бренда с мощной маркетинговой поддержкой.

Маркетинговая поддержка выражается не только в стандартных видах рекламы. Перманентно проводятся масштабные конкурсы, акции и розыгрыши [в том числе телевизоров, айфонов и гироскутеров]. Стимулирующие мероприятия в различных городах России помогают повысить узнаваемость бренда и приобрести новых потребителей в регионах.

«Карпайские» имеют и собственного игрового персонажа. В видеорекламе используется образ хомяка в фирменной одежде зеленого цвета, беспрестанно нахваливающего вкус продукта от «Карпая» и выдающего поэтические перлы в духе «семечки карпайские — наслаждение райское». Если стихотворную ценность подобной рифмовки и можно ставить под сомнение, то со смысловой частью спорить трудно — потребители действительно получают удовольствие от «карпайских» семечек, что подтверждается многочисленными отзывами.

«Карпайские» — это глокальный подход к бизнесу. С одной стороны, продукт давно экспортируется во многие страны мира — деятельность компании распространяется далеко за пределы региона производства. С другой стороны, предприятие возникло как семейное и до сих пор имеет тесную связь с родным селом [Белозерьем] помогая, по возможности, многим местным жителям. Это уже абсолютно локальный аспект существования компании.

Несмотря на ежегодный рост предприятия и расширение географии поставок главное остается неизменным — качество жареных семечек. Оно ничуть не ухудшилось со времен дедушки Карпая. Основатель «карпайского» бизнеса Касим Аминович Баймашев говорит о секрете успеха очень простыми и доступными словами: нужно производить продукт, который «купил бы сам, угостил близких и посоветовал своим друзьям».

Советовать своим друзьям семечки «Карпайские», конечно, можно. Тем более, что семечки в разумных дозах очень полезны. В половине стакана семечек содержится приличная доза витамина Е, который тормозит процесс развития сердечных заболеваний, катаракты и даже злокачественных опухолей. А еще он препятствует старению, снижает уровень холестерина и делает кожу более упругой. Витамины А и Д способствуют улучшению обмена веществ, регулировке кислотно-щелочного баланса и укрепляют зрение.

Наверное, многие в детстве слышали истории о том, что если есть много семечек, то обострится аппендицит. На самом деле, такое возможно, только если есть семечки вместе с шелухой. Если же поглощать их как положено, без шелухи, это, напротив, может принести пользу вашему желудку. Ведь ядрышки семечек содержат пищевые волокна, улучшающие состояние желудка и кишечника.

А еще семечки успокаивают нервы и снимают стресс. Монотонные действия [лузганье семечек — одну за другой] вводят человека в состояние, подобное гипнотическому. В процессе потребления семечек мы расслабляемся и успокаиваемся. «Карпайские» абсолютно точно помогут с «семечковой медитацией» — многие потребители говорят, что оторваться от семечек, изготовленных по заветам деда Карпая, очень сложно.

Только не забывайте, что мусорить шелухой от семечек на улице нельзя. Культура потребления — превыше всего.