Тавлинская игрушка как главный туристский сувенир Мордовии

В 1938 году нидерландский культуролог Йохан Хейзинга издает ставшую впоследствии культовой книгу "Человек играющий". В наше время идеи Хейзинги об универсальной роли игры в жизни человечества переживают второе рождение, чему способствует развитие компьютерных игр, киберспорта и других интерактивных жанров. Само слово "игрушка" всё больше ассоциируется с современными гаджетами, а не, допустим, куклами. Удивительно, но при этом многие люди по-прежнему интересуются традиционными деревянными игрушками. Например, такими, которые делают в мордовском селе Подлесная Тавла.

Конечно, сегодня деревянные игрушки не выполняют своей функциональной роли — с ними не играют в буквальном значении этого слова. Сейчас игрушка из дерева, выполненная мастером в традиционном стиле, это своеобразный «символ эпохи», олицетворение культурных кодов конкретного народа. С помощью деревянной игрушки можно дешифровать особенности стиля [через одежду персонажей], характерного для определенного исторического периода, или социального уклада, свойственного этому времени. Деревянные игрушки могут даже стать региональным брендом, как это случилось с игрушками из Подлесной Тавлы.

«Тавлинская игрушка» — понятие нарицательное, хотя декоративная резьба по дереву была традиционным видом промысла для любого мордовского села. Мастера [почти всегда — мужчины] наносили орнаменты на фронтоны изб, свадебные сундуки, ткацкие станки, прялки. И делали игрушки, конечно же. Народное искусство мордвы так или иначе взаимодействовало с русской культурой, русскими художественными традициями, что находило отражение и в декоративной резьбе. К сожалению, со временем этот промысел во многих селах был забыт. Но в Подлесной Тавле [Кочкуровский район Мордовии] в 70-х годах прошлого столетия благодаря местным мастерам-энтузиастам возникла целая школа резьбы деревянной игрушки и национальной скульптуры.

В первую очередь необходимо назвать имя Николая Ивановича Мастина — человека очень талантливого, при этом замечательного организатора. Окончив Ичалковское педагогическое училище, он приехал в Подлесную Тавлу и создал при местной школе кружок любителей резьбы по дереву. Впоследствии этот кружок превратился в экспериментальную детскую художественную школу. Сейчас школа находится в новом двухэтажном здании. Там же расположен и музей тавлинской игрушки.

Подлесную Тавлу можно назвать «игрушечной столицей Мордовии» — по аналогии с городом Сергиевым Посадом, часто именуемым «русской игрушечной столицей». В окрестных селах Сергиева Посада издревле вырезали деревянные игрушки и скульптуры. Особенно прославилось этим промыслом село Богородское, благодаря которому возникло понятие «богородской резьбы» или «богородской игрушки». Для изготовления богородских игрушек используются мягкие породы дерева [липа, ольха, осина] и специальный богородский нож «Щучка». Тавлинская игрушка в чем-то схожа с богородской, но имеет уникальные отличия.

Главная особенность тавлинских игрушек — в стиле их исполнения. Достаточно грубая резьба и брутальные фигуры, но в то же время — ювелирно выполненные прялки, чашки и другие атрибуты в руках действующих персонажей. Еще одна отличительная особенность тавлинских игрушек — нарочитое нарушение пропорций. Фигуры людей обычно коренасты [даже монументальны]; из-под рубахи, декорированной мордовским орнаментом, выступают коротенькие ноги, часто обутые в массивные лапти. Значительную часть композиции занимает голова. При этом фигуры не кажутся чересчур большими, поскольку голова наиболее детально моделирована.

Герои совершенно разных возрастов: и маленькие дети, и почтенные старики с курительной трубкой, и дородные женщины в национальных костюмах. Работы посвящены в основном бытовым темам, героями сюжетом часто становятся плотники, кузнецы, пильщики, пахари, рыболовы и охотники.

Персонажи олицетворяют «народную смеховую культуру» [недаром самый известный ее исследователь — Михаил Бахтин — какое-то время жил в Мордовии]. Герои изображаются добродушными, но с хитрой усмешкой. Подобный шаржевый стиль исполнения персонажей делает узнаваемыми тавлинские игрушки далеко за пределами Мордовии.

Приобрести деревянную фигурку можно в сувенирных магазинах Саранска или непосредственно у тавлинских мастеров. Наверное, самый популярный туристский сувенир в Мордовии — это деревянные тавлинские лошадки.

Прошедшим летом в республике состоялся круглый стол «Продвижение туристской сувенирной продукции города-организатора Саранска в рамках мероприятий Чемпионата мира по футболу FIFA 2018». Главный итог обсуждений неутешителен — в регионе нет достаточного количества сувенирной продукции, способной удовлетворить потребности большого потока туристов. По большому счету, кроме тавлинской игрушки, которая действительно может стать туристским брендом Мордовии, ничего нет. Но еще есть время, чтобы достойная сувенирная продукция появилась — все-таки талантливых людей в республике немало.

2 comments

  1. Pingback:«Зов Торамы» соберет в Мордовии туристов со всей России — Сделано в Мордовии

  2. Pingback:7 чудес финно-угорского мира. Часть 3. «Культура» — Сделано в Мордовии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *