Туристско-информационный центр — открой для себя Мордовию!

Наличие туристско-информационного центра — показатель развития туризма в регионе, поскольку без активной рекламы, без грамотной коммуникационной стратегии невозможно продвигать региональные туристские продукты. В Мордовии туристско-информационный центр [ТИЦ] появился относительно недавно — в 2014 году — в качестве необходимого элемента информационной инфраструктуры Чемпионата мира по футболу и своеобразного «двигателя» туризма в Мордовии.

На сегодняшний день в России существует порядка двухсот туристских информационных центров. Они есть практически в каждом субъекте РФ, а в наиболее привлекательных с туристской точки зрения регионах можно найти сразу несколько ТИЦ. Они могут отличаться формой собственности [государственные, муниципальные, коммерческие, общественные организации], некоторыми аспектами деятельности, но во всех случаях являются сервисной службой, предоставляющей населению информацию о местных туристских продуктах, достопримечательностях, исторических ценностях региона, мероприятиях, экскурсионных маршрутах, транспорте, шопинге, развлечениях и другом. Информационно-туристские центры могут также продавать или бесплатно раздавать туристические материалы [карты, буклеты, краеведческую и историческую литературу], торговать сувенирами, продукцией местных ремесленников, мастеров, художников, а также заниматься любой законной деятельностью, направленной на развитие туризма в регионе.

Мордовия до 2014 года обходилась без собственного ТИЦ, хотя различные шаги для продвижения туристских продуктов региона, конечно, предпринимались. Ситуацию радикально изменило получение Саранском права провести одно из крупнейших спортивных мировых событий — Кубок мира по футболу. Запрос на создание привлекательного туристского имиджа Мордовии возник на совершенно ином уровне — более требовательном и более ответственном. В такой ситуации республике стал жизненно необходим единый туристско-информационный центр, который помог бы раскрыть туристский потенциал Мордовии, и, главное — познакомил бы с регионом как можно большее количество людей в России и за ее пределами. Конечная цель очевидна — развитие внутреннего и въездного туризма в республике. Для Мордовии развитие туризма [в особенности — событийного, этнического, гастрономического, культурно-познавательного] очевидно приведет к положительным экономическим и социальным эффектам.

В 2014 году офис республиканского ТИЦ открылся на Площади Тысячелетия в здании Национальной библиотеки им. А. С. Пушкина. Более удачное место найти вряд ли возможно — Площадь Тысячелетия, построенная к приснопамятному празднованию единения мордовского народа с народами России, стала одним из главных туристических объектов Саранска и его важнейшим «энергетическим» центром. На площади проходит множество важнейших городских и республиканских событий, реализуемых в том числе и туристско-информационным центром Мордовии.

В офисе ТИЦ можно получить любую информацию о туризме в Мордовии. Для наглядности и удобства — большое количество рекламно-информационных буклетов на русском и английском языках; на мониторе — трансляция познавательных видеороликов о республике, на витринах — сувенирная продукция местных мастеров и ремесленников.

Сувенирная продукция — значимая часть туристского образа региона. В Мордовии, к сожалению, не так много «сувенирки», которая могла бы претендовать на статус туристского бренда. Для изменения ситуации ТИЦ Мордовии провел специальный конкурс «Туристический сувенир Республики Мордовия», осуществив отбор самых интересных изделий, способных стать символом республики для туристов.

Информацию о проводимых конкурсах и другие новости из сферы регионального туризма можно получать на официальном туристско-информационном портале Республики Мордовия — turizmrm.ru. Сайт — один из лучших среди региональных с точки зрения функционала, дизайна и наполнения.

На портале размещена туристская информация обо всех районах Мордовии, каталог с важными для туристов разделами [«Как добраться?», «Где остановиться?», «Где перекусить?», «Что посетить?», «Что увезти с собой»], анонсы событийных мероприятий и другой полезный контент. В 2016 и 2017 годах сайт turizmrm.ru стал [соответственно] Победителем и Лауреатом Международного конкурса «Лучший туристский портал» в номинации «Лучший туристско-информационный портал».

На сайте можно также выбрать один из экскурсионных продуктов и заказать экскурсию в ТИЦ. Экскурсии проводят аккредитованные гиды. В сентябре 2015 года Министерство культуры и туризма Республики Мордовия, ГБУ «Туристско-информационный центр Республики Мордовия» и кафедра туризма МГУ им. Н. П. Огарёва провели добровольную аккредитацию экскурсоводов [гидов] Республики Мордовия. Экскурсоводы прослушали мастер-классы ведущих специалистов сферы туризма, выполнили итоговое тестирование и получили сертификат об аккредитации, а также методические рекомендации по экскурсионному обслуживанию туристов.

Конечно, деятельность туристско-информационного центра РМ не ограничивается информационными и экскурсионными услугами. Сотрудники центра часто проводят обучающие семинары для студентов и сотрудников объектов туриндустрии. На базе ТИЦ Мордовии проходят конкурсы на лучший туристский маршрут, фото- и видео-конкурсы. Кроме того, туристско-информационный центр Республики Мордовии активно сотрудничает с предприятиями пищевой промышленности [Ликеро-водочный завод «Саранский», Пивоваренный завод «САН ИнБев», ОАО «Ламзурь»].

Несмотря на относительно небольшую историю своего существования, туристско-информационный центр РМ успел получить признание профессионалов. В частности, в 2016 году ему присудили II место Всероссийской туристской премии «Маршрут года» в номинации «Лучший туристический информационный центр. Региональный ТИЦ» [региональный этап].

Сегодня в фокусе внимания туристско-информационного центра Мордовии, конечно, Чемпионат мира по футболу: разрабатываются турмаршруты, готовятся мероприятия, создается необходимое информационное обеспечение… Символический капитал, полученный в ходе проведения мирового спортивного события, необходимо будет приумножить после окончания турнира, создав позитивный туристский имидж республики. Проект «Сделано в Мордовии» со своей стороны поддерживает деятельность ТИЦ Мордовии и вносит посильный вклад в общее дело развития туризма в регионе.