7 место. Онежские и беломорские петроглифы, оставленные предками карел
Карельские петроглифы — одни из самых древних наскальных рисунков на Земле, им не менее 5-6 тысяч лет. Петроглифы находятся в двух местах: на севере, в Беломорском районе у Белого моря, и на юго-востоке в Пудожском районе, на восточном побережье Онежского озера. Они отличаются оригинальностью и обилием древних стоянок в близости от наскальных памятников.
Петроглифы Онежского озера и Беломорья создавались приблизительно в одно и то же время: от начала 4 до начала 3 тыс. до н.э., их творцами были предки современных прибалтийско-финских народов. На Белом море процесс создания изображений шёл дольше, и их общее число почти в два раза больше, чем на Онежском озере. Однако среди онежских петроглифов гораздо больше фантастических черт, образов и деталей.
6 место. Монумент ненцев Хэбидя тен («Священная память»)
Монумент состоит из комплекса трёх идолов-сядеев, изготовленных из стволов реликтовой лиственницы, символизирующих собой единство поколений, единение времен, память человеческую. Центральную фигуру Нумгэмбоя сопровождает статуя ненецких воинов, каждая из которых, в свою очередь, символизирует природные стихии: воду, землю и небо. Этот мемориальный комплекс был установлен напротив Пустозерска в 1999 году по инициативе ассоциации ненецкого народа «Ясавэй». Священное для всех самодийцев место по праву носит название Хэбидя тен — «Священная память».
Существует легенда образования этого места. Десять раз ненцы нападали на город, более 1000 представителей ненецких родов были пленены и повешены на лиственницах. Мыс Лиственничный, некогда красовавшийся напротив города, превратился в мыс смерти. После этих событий он изменил своё название: отныне во всех справочниках он значился как мыс Виселичный, а потом и он погрузился в воды Городецкого озера, скрыв под мутной водой кости бывших бунтарей. Этим трагическим событиям и посвящено создание памятника «Хэбидя тен — Священная память».
5 место. Карельская деревня Кинерма
Старинная карельская деревня Кинерма — комплекс домов и строений, построенных до революции 17-го, она является уникальным памятником деревянного зодчества и являлась центром проживания карел-ливвиков. Здесь сохранился целостный и самобытный облик старинной карельской деревни. Первое письменное упоминание о Кинерме относится к 1563 году.
В 2016-ом деревня была принята в Ассоциацию самых красивых деревень России. В настоящее время в деревне Кинерма 16 дворов и всего 5 постоянных жителей, но здесь активно ведется сельское хозяйство, сохраняется и поддерживается традиционный деревенский уклад, а желающие могут посетить деревню и лично прикоснуться к частичке старины. Гордостью деревни является 250-летняя часовня Смоленской Богоматери с иконостасом 18 века и 10 хорошо сохранившихся домов, признанные памятниками архитектуры. В Кинерме действует свой музей.
4 место. Тавлинская игрушка из Мордовии
«Тавлинская игрушка» — понятие нарицательное, хотя декоративная резьба по дереву была традиционным видом промысла для любого мордовского села. Мастера наносили орнаменты на фронтоны изб, свадебные сундуки, ткацкие станки, прялки. И конечно же, делали игрушки. Народные традиции резьбы по дереву отразились в творчестве мордовского скульптора С. Д. Нефедова-Эрьзи.
В Подлесной Тавле в 70-х годах прошлого столетия благодаря местным мастерам-энтузиастам возникла целая школа резьбы деревянной игрушки и национальной скульптуры. Стиль тавлинской игрушки отмечается своеобразными пропорциями фигур людей, шаржевым показом лиц, восходящим к народной смеховой культуре. Аналогов тавлинской резьбы в России нет, она по истине уникальна. Своеобразным брендом села стали деревянные тавлинские лошадки.
3 место. Фольклорный персонаж удмуртов Лопшо Педунь
Лопшо Педунь — популярный герой удмуртского фольклора. Это ловкий и сообразительный человек, который при помощи шутки может выставить напоказ алчность жадного человека, стремящегося обмануть окружающих. При этом обидеть простого человека он не способен. Является персонажем сказок удмуртов.
Ранее считалось, что Лопшо Педунь — это плод народного творчества удмуртов. Однако исследования, проведенные в ходе одной из первых фольклорных экспедиций Удмуртского научно-исследовательского института, выявили факты проживания настоящего Лопшо Педуня в одной из деревень Удмуртии. Имя «Фёдор» звучит на удмуртском как «Пёдор», в ласковой форме — «Педунь», а «Лопшо» означает «Весельчак».
2 место. Детский этнокультурно-образовательный центр «Лылынг союм» («Живой ручеек») в Ханты-Мансийске
Творческий центр был создан в сентябре 2003 года, а в августе 2007 года администрацией города Ханты-Мансийска студия была утверждена как самостоятельное учреждение дополнительного образования. В объединениях центра дети занимаются бисероплетением, вязанием, вышивкой, изобразительным искусством, игрой на традиционных музыкальных инструментах, народными танцами, изучают хантыйский и мансийский языки, краеведение.
1 место. Победитель. Серия фольклорных сборников хантов «Кань кунш олан» («Земля кошачьего локотка»)
В сборнике произведения устного народного творчества хантов реки Казым, записанные в 1990-х годах. Опубликованы на русском и хантыйском языках с научными комментариями. В серии в первых трех сборниках представлены мифологические сказки, четвертый сборник — песни из ритуального праздника «Медвежьи игрища». В других сборниках содержатся древние мифологические тексты и описания древних орудий.
Сельское поселение Казым находится на северо-западе Югры. По преданиям хантов, духом-хранителем этих территории является Казымская богиня. Она может принимать несколько священных образов, один из них образ черной кошки. Именно поэтому местные жители называют свой край Землей Кошачьего Локотка (Кань Кунш Олан).