Речь пойдет о городе Алатырь, который находится в Чувашской республике. Его история чем-то похожа на роман Салтыкова-Щедрина — принадлежал он многим, а в итоге солнце померкло, и «оно пришло». В результате долгого межевания и передачи территории от Казани к Нижнему Новгороду и обратно, в 1780 году Алатырь присоединили к Симбирску. Советская власть внесла свои коррективы и против воли местного населения включила город в состав Чувашской АССР. От Алатыря до Саранска 145 км, до Ульяновска 160 км, а до Чебоксар 185 км.
В городе сохранилось большое число памятников архитектуры, около 90 зданий имеют историческую и культурную ценность. Дома купцов, училища, винный склад, водонапорная башня создают колорит старинных улиц Алатыря. Впрочем, выглядит это не столь сказочно, как вы изначально представили. Полуразрушенные здания ждут масштабной реконструкции, туристические места отсутствуют, а инфраструктура хромает на обе ноги. И о дороге: ее здесь нет, но есть ямы и ямочки. Водители часто говорят: «Проехал Мордовию и закончилась дорога, значит, въехал в Алатырь».
Конечно, не только граница объединяет нас с этим городом. Есть две общие реки: Сура и Алатырь. Кстати, название реки и, соответственно, города произошло от эрзянского слова «латор», которое означает «греметь, шуметь». Впоследствии «латор» деформировался в «олатор», а позже и в «алатырь» под воздействием русскоязычного населения.
С Алатырским краем связана жизнь всемирно известного скульптора Степана Эрьзи. Он родился в селе Баево Алатырского уезда (сейчас село относится к Ардатовскому району). Согласно записи в метрической книге, Эрьзя был крещен в селе Ахматово (сейчас является пригородным селом Алатыря).
Каменный храм, в котором крестили Степана Эрьзю, был построен в 1792 году на средства жителей села. Церковь была названа Покровской, в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 30-х годах ее закрыли, а здание использовали как складское помещение. После войны более 40 лет в здании размещался Ахматовский сельский Дом культуры. И только в 1995 году церковь была возвращена верующим. В 2006 году жители села без участия руководства района отреставрировали храм. Это событие было приурочено к празднованию 130-летия со дня рождения скульптора.
Степан окончил церковно-приходскую школу в селе Алтышеве. Его первый учитель заметил у него склонность к рисованию и научил его пользоваться красками и кистями. Эрьзя рассказывал: «После окончания начальной школы я решил заняться лепкой скульптур. Километрах в сорока от нашей деревни была довольно высокая гора. На вершине её стояла часовня в честь Николая Чудотворца. В часовне находилась деревянная скульптура этого святого. На поклонение туда приходило много богомольцев. И вот я задумал одно дело. Снял из глины форму скульптуры святого и начал повторять его в гипсе, раскрашивать статуэтки под дерево, как в часовне и продавать. Однако платили за них очень дешево, а делать их стоило немало труда. Мое предприятие быстро лопнуло…». Гора с часовней существует и сейчас, она находится рядом с селом Промзино, в Сурском районе Ульяновской области.
В 1892 году семья Эрьзи переехала в Алатырь. Здесь он приобретает первый опыт иконописца и расписывает приходские церкви. Много работает на натуре, делает пейзажные зарисовки, портреты и деревенские бытовые сценки. В Алатыре Степан впервые становится крестным отцом.
В Алатыре с ним произошел почти трагический случай. Однажды Степан знакомится с дамой — женой лесопромышленника Солодова. Долго в городе ходили слухи об их любовных связях. Муж Солодовой особо не обращал внимания на эти слухи и при встрече с Эрьзей всегда разговаривал дружелюбно. Но однажды кучер лесопромышленника пришел в мастерскую скульптора и жестоко его избил. После чего тело, как он считал, мертвого Степана отнес к Суре и бросил в кусты. Рано утром молодого человека нашли рыбаки и отправили в больницу. Вернувшись домой в синяках, Степан получил взбучку от матери, так как она и раньше не одобряла их отношений с Солодовой. Этот случай и определил дальнейшее будущее молодого скульптора. Отец дал ему немного денег и предупредил, что больше помощи не будет. Степан уезжает в Москву, а затем и в Европу. Его последующие приезды в Алатырь будут очень короткими.
Долгое время после отъезда родители ничего не знали о Степане. Пока однажды к ним в дом не пришёл Василий Грошев — друг семьи, служивший тогда в казначействе. С собой он принес журнал «Солнце России» и показал в нем фотографии и статью, в которой было написано о высоком признании Степана Эрьзи на художественной выставке в Париже. Позже об этом узнал весь город, люди стали приходить и поздравлять мать талантливого скульптора. С этого момента на художественных выставках, проходивших в Алатыре, стали выставлять работы Степана.
Власти предлагали открыть в Алатыре музей для его работ. Выделили 50 тысяч рублей на строительство здания, пригласили Эрьзю приехать на родину. Скульптор официально дал свое согласие на строительство музея, но началась Первая мировая война, и деньги ушли в военное ведомство.
После войны он не раз приезжал в Алатырь, продолжая постоянно проживать в Европе. Его пребывание за границей сказывалось на родственниках — неоднократные вызовы в НКВД, допросы. Им пришлось сжечь многие картины и скульптуры Эрьзи, а маленькие работы из камня использовать для засолки огурцов, помидор и квашения капусты. С возвращением Степана в СССР возник ажиотаж вокруг его сохранившихся работ. Все они были вывезены из Алатыря и в будущем оказались в музее Эрьзи в Саранске…
Еще одно место, объединяющее Алатырь с Мордовией, — это завод «Лисма». В 1935 году были созданы две небольшие мастерские (цех и кузница), всего на 17 рабочих мест. Позже на их месте появились ремонтно-механические мастерские, затем завод перешел на изготовление светильников. Был сильный пожар, долгая реконструкция. И, наконец, в 1992 году завод преобразован в Алатырский электромеханический завод «Лисма». Сейчас он является одним из ведущих предприятий по выпуску промышленных светильников и прожекторов. Продукция используется для освещения шахт, промышленных площадей, торговых центров, стадионов, фасадов зданий, имеются антивандальные экземпляры. Продукция поставляется во многие регионы РФ, пользуется спросом за границей.
Заезжая в Алатырь, сложно не заметить большой Свято-Троицкий мужской монастырь. Его колокольня высотой более 80 метров видна практически в любом месте города. Часть монастыря построена в 1584 году. В 1932 году монастырь закрыли, на месте духовного училища разместился штаб НКВД, а монастырь стал его «спецобъектом». В 1947 году на территории монастыря произошел пожар, почти все постройки были разрушены. Восстановление началось только в конце 90-ых.
На территории Свято-Троицкого монастыря есть гостиницы для паломников. Мужская находится на территории монастыря, женская — в небольшом двухэтажном здании за стенами обители. Остановиться в гостинице на сутки стоит всего 10 рублей. Но рассчитывать на комфортабельный номер не стоит, жить вы будете в общей комнате, где стоит от 4 кроватей и более. Для желающих есть возможность посетить монастырь с экскурсией по храмам. На территории монастыря их 7, и все действующие. В пещерном храме находятся мощи старца Вассиана. Тут же, внутри храма, колодец со святой водой.
Алатырь хоть и маленький город, но имеет свой кинотеатр на несколько залов. В парке нет аттракционов, а на стадионе нет газона. Частные дома, как и в Саранске, чередуются с многоэтажками. Мало заведений типа кафе, но много молодежи. Город с большой историей, однако заброшенный властями. Имеет много общего с Мордовией, но внешне сильно отличается.