До 2024 года РЖД планируют поставить более 120 таких электропоездов для перевозок пассажиров на региональных маршрутах. Точные сроки реализации проекта не уточняются.
Скоростной электропоезд «Ласточка» [Desiro RUS] был разработан немецкой компанией Siemens AG [как и высокоскоростной поезд «Сапсан»]. Еще в 2009 году РЖД заказали у Siemens AG разработку нового пригородного двухсистемного электропоезда, который был бы адаптирован к условиям России. Планировалось использовать «Ласточку» в Сочи для пригородных пассажирских перевозок во время Зимних Олимпийских игр 2014 года, а затем частично передать на другие линии для беспересадочного обслуживания маршрутов, имеющих участки как с переменным, так и постоянным током.
За всю историю электропоездов Desiro RUS созданы составы двух основных версий [ЭС1 и ЭС2Г], имеющие пять различных вариантов исполнения пассажирского салона.
В настоящее время «Ласточки» активно используются РЖД в качестве пригородных, городских и межрегиональных экспрессов. Сеть маршрутов этих поездов охватывает несколько железных дорог: Московскую, Октябрьскую, Калининградскую, Свердловскую, Северо-Кавказскую. С 10 сентября 2016 года «Ласточки» ЭС2Г курсируют по Московской кольцевой железной дороге в качестве городской электрички.
Основная составность «Ласточки» — 5 вагонов [или сдвоенный вариант — 10 вагонов]. Также предусмотрена составность в 7 вагонов. Электропоезд может развивать скорость до 160 километров в час.
Благодаря размещению оборудования в подвагонном пространстве и на крыше электропоезда, внутреннее пространство салона всех вагонах максимально используется для пассажиров и обслуживающего персонала. Вся облицовка боковых и торцевых стенок изготовлена из армированного стекловолокном пластика, алюминия и слоистого пластика высокого давления. Элементы облицовки изолируются от кузова вагона с помощью изолирующих материалов. Дизайн салона выполнен в светлых тонах, что создаёт комфортабельную атмосферу для пассажиров.
Элементы потолка содержат интегрированное освещение, громкоговорители, цифровые табло для вывода информации для пассажиров, линии освещения и вентиляционные решётки для системы кондиционирования. Пол состоит из «плавающих» древесно-стружечных плит, которые накрываются гладким покрытием на основе ПВХ или каучука. Боковые окна установлены заподлицо с кузовом вагона. В них установлены теплоизолирующие стеклопакеты из небьющегося стекла.
По данным социологического опроса компании ВЦИОМ, проведенного в 2018 году, подавляющее большинство пассажиров «Ласточки» отмечает повышение комфортности [96 %] и уменьшение времени на дорогу [98 %]. Если планы РЖД будут реализованы, то жители Мордовии в ближайшее время смогут самостоятельно оценить комфорт и скорость «Ласточки» на пути в Москву.