Забивака плюшевый, пластмассовый, фарфоровый… Символ Чемпионата мира по футболу в России можно приобрести в различных ипостасях — лицензионная сувенирная продукция ФИФА всегда продается «на ура». В качестве талисмана того или иного турнира обычно выбирается какая-то характерная деталь, присущая стране-хозяйке чемпионата [это может быть костюм, растение, животное и так далее]. Для чемпионата мира в России выбрали Волка Забиваку — в голосовании он значительно обошел другие варианты — Кота и Тигра.
Забивака — это волк с коричнево-белой шерстью в футболке со словами RUSSIA 2018 с надетыми [снятыми] оранжевыми спортивными очками. Сочетание белого, синего и красного в футболке и шортах представляют национальные цвета команды России. Персонаж разработан студентом-дизайнером Екатериной Бочаровой.
Стоит отметить, что не всем болельщикам Забивака понравился с первого раза. Кто-то настаивал на том, что волк — не самое характерное животное для России. Кто-то критиковал дизайнерские решения. Кто-то не понимал, зачем волку нужны очки. Многие иронизировали над именем — Забивака. Впрочем сейчас к волку с очками и мячом вроде бы все привыкли, и если объективно: Забивака точно не самый худший талисман в истории Кубка мира по футболу.
Впервые талисман на футбольных чемпионатах мира появился в Англии на Кубке мира 1966 года. Этот турнир стал во многом прорывным с точки зрения маркетинга и продвижения. В качестве талисмана был логично выбран лев — типичный символ Великобритании. Львенка назвали Вилли и одели его в майку расцветки британского флага со словами «WORLD CUP». Разработал персонажа иллюстратор детских книг Рег Хой.
В 1970 году в Мексике талисманом чемпионата мира по футболу решили сделать человека — мальчика с типично мексиканским именем Хуанито [уменьшительно-ласкательная версия Хуана]. Это что-то вроде нашего Ванюшки. Хуанито одет в форму сборной Мексики и, естественно, сомбреро.
Немцы в 1974 году решили далеко не уходить от мексиканцев — талисманами мундиаля в ФРГ стали два мальчика Тип и Топ. Они одеты в форму сборной Германии — на одной футболке цифры 74 [символизируют год проведения турнира], на второй буквы WM [Weltmeisterschaft, Чемпионат мира]. Приз за оригинальность такой талисман точно никогда не получит. При этом создатель Типа и Топа Отто Раух смог выручить за них почти 7 млн марок.
Традицию талисманов-мальчиков поддержала Аргентина на чемпионате мира 1978 года. Паренька в форме сборной Аргентины назвали Гаучито. Его шапка [со словами Argentina 78], шейный платок и плеть характерны для гаучо [живущие в пампасах люди, аналог ковбоев].
Испанцы всегда были экспериментаторами — в искусстве, литературе, архитектуре… Вот и к выбору талисмана для мундиаля 1982 года они решили подойти нестандартно — символом чемпионата стал не человек, не животное, а фрукт. Апельсин Наранхито [на испанском naranja и есть апельсин] — один из самых позитивных талисманов в истории футбольного Кубка мира. В это сложно поверить, но тогда, в 1982 году, апельсинчик понравился не всем — некоторые посчитали, что Наранхито символизирует протест против возросшего экспорта на Пиренеи зарубежных товаров.
В 1986 году чемпионат мира по футболу во второй раз проходил в Мексике. На этот раз мексиканцы в качестве талисмана турнира выбрали красный перчик под именем Пике. Перец является одним из наиболее типичных элементов мексиканской кухни. Пике [от испанского слова picante — обобщенное название для специй] бразильский художник Жайме Переду нарядил в сомбреро и пририсовал усы. Получился вылитый мексиканец.
Итальянцы — те еще любители абстракционизма. Для мундиаля 1990 года, прошедшего на полях Италии, в качестве талисмана был выбран стилизованный человечек с футбольным мячом вместо головы. Кому-то подобный талисман мог показаться излишне экспериментальным, зато имя для него выбрали традиционное — самое популярное итальянское слово «чао».
Чемпионат мира по футболу 1994 года проходил в США. Если посмотреть на талисман того турнира — собаку Страйкера, то наверняка первой ассоциацией станут диснеевские мультипликационные персонажи. Ничего удивительного: Страйкера, одетого в форму сборной США с цифрами 94 на футболке, действительно разработала компания Disney. И это один из самых удачных талисманов в истории Кубка мира по футболу — уж в маркетинге американцы точно одни из сильнейших на планете.
Чемпионат мира 1998 во Франции запомнился поцелуями Лорана Блана в лысину Фабьена Бартеза, финальным дублем Зинедина Зидана, полумистическим отравлением бразильца Рональдо перед решающим матчем. А еще Футиксом — талисманом турнира. Футикс — это галльский петух, один из главных символов Франции. Имя Футикс — отсылка к другому вымышленному французского персонажу — легендарному Астериксу.
Когда стало известно, что чемпионат мира по футболу 2002 года пройдет в Японии и Южной Корее, болельщики поняли — это точно будет самый необычный турнир. Культура этих азиатских стран уж слишком самобытна. Как результат, талисманами Кубка мира 2002 стали какие-то странные существа Ато, Каз и Ник. Нарисовали их с помощью компьютерной графики, чтобы показать всю высокотехнологичность Японии и Южной Кореи. Все три персонажа, согласно легенде, являются членами одной команды по Атмоболу [это такой вымышленный вид спорта, похожий на футбол, но не совсем он]. Кстати, сначала персонажа Амо назвали Атмо, но вскоре выяснилось, что в интернете существует порносайт с таким же названием и Атмо срочно переименовали. Ох уж эти азиаты.
В 2006 году чемпионат мира принимала Германия. Этот турнир стал одним из лучших с точки зрения организации. Но вот талисман немного подкачал. Во-первых, лев уже был символом Кубка мира — в 1966 году в Англии. Во-вторых, английский львенок Вилли был куда более симпатичным в сравнении с немецким Голео. На рисунках немецкий лев еще ничего, но вот маскотом можно было детей пугать. В-третьих, Голео зачем-то пинает своими огромными лапами одушевленный мяч. В-четвертых, сами немцы неприятно удивились выбору льва — ведь это животное с Германией никак не ассоциируются.
Талисман постоянно сопровождали неприятности. Например, обладатель лицензии на производство Голео, фирма игрушек NICI AG, обанкротилась перед самым началом чемпионата.Поэтому талисмана не было во время финальной части турнира.
В 2010 году на чемпионате мира в Южно-африканской республике талисманом турнира стал Закуми — леопард с зелеными волосами. Согласно официальной легенде, Закуми родился 16 июня 1994 года, в день победы над апартеидом и установления южноафриканской демократии [не удивляйтесь, в ЮАР всё и вся сводится к победе над апартеидом]. Имя персонажа составлено из буквенного кода ЮАР [ZA] и слова «куми», что означает число 10 во многих южноафриканских языках.
Непосредственный предшественник Забиваки Фулеко — официальный талисман чемпионата мира 2014 года в Бразилии. Фулеко — это броненосец [бразильский трехпоясной броненосец, обитающий в восточной части страны] с синими волосами в футболке со словами BRAZIL 2014. Сочетание синего, зелёного и жёлтого представляет цвета национальных спортивных команд Бразилии. Фулеко очень хорошо продвигали в медиапространстве, ему даже посвятили персональный сайт. Талисман бразильского чемпионата нес в себе не только футбольные ценности: имя Фулеко [Fuleco] образовано от Futebol [футбол] и ecologia [экология].
Таким образом, в истории Кубка мира по футболу в качестве талисманов были самые разные персонажи: люди, животные и даже еда. Были как удачные талисманы, так и откровенно плохие. Забивака в этом ряду уж точно не самый худший.