Мордовская свадьба — понятие, скорее, собирательное. Все-таки традиционные эрзянские и мокшанские свадьбы имеют некоторые различия. Но общего больше, поэтому в целях лаконичности будем использовать категорию «мордовская свадьба».
Мордовская свадьба — это действительна драма. Многоактная. В ней трагические акты [всевозможные плачи, песни-монологи и слезливые обращения к родственникам] сменяются мажорными сценами. Безусловно, главные герои — Жених и Невеста, но ролей в этом свадебном театре огромное количество. Каждая свадьба — мероприятие со сложной организацией, требующее специальной подготовки, знания народной поэзии и разнообразных обрядов. Невеста в течение многих вечеров репетирует «прощание» с родным домом и «укоряет» родителей за то, что они «продают» ее.
Стоит отметить, что у мордовских народов часто между мужем и женой была приличная разница в возрасте. При этом во многих случаях старше была именно жена: девушки 25-27 лет выходили замуж за совсем юных мальчишек лет 12-14. Причины — исключительно в бытовой плоскости. Родители девушки старались удержать ее в родном доме как можно дольше, поскольку она помогала по хозяйству. А родители жениха, напротив, старались как можно быстрее женить сына, чтобы к ним в дом пришла еще одна помощница. При выборе невесты основное внимание обращалось на имущественное положение ее семьи, трудолюбие и здоровье девушки.
Мордовскую традиционную свадьбу условно можно разделить на несколько взаимосвязанных этапов, каждый из которых имеет композиционную завершенность и наполнен большим количеством символико-магических мотивов.
Первый этап сватовства проходил в несколько дней. В первый день отец жениха брал буханку хлеба, вынимал из нее весь мякиш и наполнял медом. Ночью приезжал к дому невесты, оставлял хлеб у дома, стучал в окно и сообщал хозяину о намерении сосватать его дочь. После чего убегал: если отец девушки догонит его и отдаст буханку хлеба обратно, то значит — в свадьбе отказано.
Если все прошло удачно, то родственники совместно начинают обсуждать условия будущей свадьбы. После успешных переговоров сваты надевали рукавицы и били по рукам. Через неделю после сватовства наступал запой. В этот день родня жениха приходила в дом к невесте пировать и дарить подарки. Затем — неделя рыданий у невесты: она прощалась с вольной жизнью, громко плакала и причитала. На протяжении всей дозамужней жизни девушки готовили себе приданое: ткали рубахи, вышивали полотенца и платочки. Многое из приданного дарилось родителям жениха и его родным. Все остальное складывалось в липовый сундук «парь», его невеста забирала с собой в дом мужа.
Накануне свадьбы совершали обряд с кашей. Подружки невесты и ее родственницы приносили по чугунку с пшенной кашей. После застолья скатерть собирали и проносили над головой у самой старшей подружки невесты. Это делалось для того, чтобы она тоже поскорее вышла замуж. Все принесенные чашки из-под каши оставались в доме невесты: жених должен был видеть, сколько у будущей жены родни. В некоторых мордовских селах после обряда с кашей невеста с подружками шла во двор и бросала кольцо: кто из подружек его поймает, той следующей и пророчили скорую свадьбу. Обязательно перед свадьбой совершали обряд «девичья баня». Невеста расплетала косу, смывала с себя «вольную жизнь» и выходила из бани уже с двумя косами. Таким образом, замужнюю мордовскую девушку можно было узнать по прическе.
В день свадьбы родственницы жениха пекли специальные свадебные пироги: каждый пирог имел свое предназначение и внешний вид. Пироги пекли как для отца невесты, так и для ее матери, крестной, подружек и близких родственников. Количество пирогов: от 5 до 9. Из дома жениха за невестой выезжал «свадебный поезд», причем число «пассажиров» обязательно должно было быть нечётным. Когда поезд подъезжал к дому невесты, двери в дом закрывались и начинался выкуп. После благополучного выкупа родители невесты благословляли молодых и везли в церковь венчаться. Затем все отправлялись в дом к жениху, где новобрачных встречали хлебом-солью и обсыпали хмелем. Начиналось свадебное застолье. Празднование проходило на протяжении трех дней. На второй день новоиспеченный муж представлял своим умершим предкам жену. Девушка им приносила в дар одежду, которую впоследствии раздавали беднякам.
Невеста не могла приходить в гости к своим родным сразу же после свадьбы: только через две недели за ней приезжал отец и увозил ее на месяц к себе в дом. Муж приезжал за женой вместе со своими родителями, этот обряд назывался «возвращение-отступление», лишь после него муж и жена могли свободно приходить в гости к своим родственникам.
В современном мире, конечно, сыграть такую свадьбу очень сложно. И все-таки иногда находятся желающие воспроизвести хотя бы некоторые традиционные свадебные обряды — безусловно, такая свадьба запомнится гораздо больше.