7 чудес финно-угорского мира. Часть 4. «Праздники»

Заключительная часть из цикла «Семь чудес финно-угорского мира». Напомним, что проект «Семь чудес финно-угорского мира» проводился в 2010 году, в нем участвовали жители России, Эстонии, Финляндии и Венгрии. Всего в конкурсе было 4 номинации: «Природа», «Культура», «Памятники и сооружения», «Праздники». В каждой номинации на основе народного голосования было выбрано 7 чудес.номинации: «Природа», «Культура», "Памятники и сооружения», «Праздники». В каждой номинации на основе народного голосования было выбрано 7 чудес.

7 место. «Рыжий» фестиваль в Удмуртии

С 2004 года каждую осень в Ижевске проводится ежегодный «Рыжий фестиваль». По данным ученых-этнографов, самый рыжий народ России — удмурты. Фестиваль не имеет узкой этнической направленности, проходит в форме межкультурного диалога.

«Рыжий фестиваль», демонстрируя отличительную особенность удмуртов, возрождает гордость за собственные национальные корни. Он состоит из серии акций и конкурсов на площадках: «Папа, мама, я — рыжая семья», «Рыжая мелодия», «Рыжий стадион», «Рыжий подиум» и так далее. Итоговым мероприятием на фестивале является «Рыжее шествие».

Фото Артака Амаряна

6 место. Фестиваль самодеятельных коми композиторов «Василей»

«Василей гаж» — республиканский фестиваль современной национальной песни коми, который проводится ежегодно в селе Усть-Кулом в канун Старого Нового года. Свое название фестиваль получил по имени инициаторов его проведения коми композиторов – Василия Лодыгина, Василия Гущина и Василия Чувьюрова.

До начала гала-концерта фестиваля проходят народные гулянья с песнями и танцами. Фестиваль призван развивать песенное искусство коми и пропагандировать творчество коми музыкантов, это хорошая стартовая площадка для начинающих композиторов, исполнителей и поэтов-песенников. По итогам конкурса выявляются лучшие исполнители коми песни, которым присваиваются различные номинации.

Пресс-служба ГАУ Республики Коми «Центр народного творчества и повышения квалификации»

5 место. Моление бараньего оврага (эрзя, мокша)

В селе Савкино (Саратовская область) сохранилась традиция религиозного праздничного моления, берущего свои корни из языческой мифологии. Недалеко от села есть родник, его название на мордовском — «Баран-Латка». Этот родник находится в овраге, который раньше служил ограждением от посторонних глаз во время обрядов. Кстати, вода в роднике считается целебной.

Языческая пора давно прошла, но привычка молиться у родника сохранилась. Теперь вместо языческого жреца молитвами руководит православный священник. У родника совершаются молебны о сохранении скота (на что и наводит название родника «Баран-Латка»), моления о дожде и других благах для жителей района.

4 место. Вороний день (ненцы, манси, ханты)

Вороне, как покровительнице женщин и детей, издавна посвящали праздник. На языке ханты ее называли «Вурна хатл», по-мансийски — «Уринэква хотал». Наступление весны и рождение новой жизни — особо значимые события, которые на Севере с давних времен связывали с деяниями Небесной Девы-Матери, принимающей облик Вороны. Согласно древним поверьям, именно ворона своим карканьем пробуждает природу.

Празднование Вороньего дня проходит шумно и весело, проводятся обряды и приношения духам-покровителям, традиционные танцы, игры и состязания. В завершении праздника предлагается угостить Ворону традиционной кашей и отведать угощения самим. А также завязать ленточку на священном дереве с пожеланиями рождения детей, их здоровья и благополучия.

Фото — ugranow.ru

3 место. Народный праздник мокши «Акша Келу» («Белая береза»)

Почитание леса, воды, окружающей природы очень ярко проявилось в мордовской мифологии. Очень важным является в ней образ Келу (березы), являющей собой центр мироздания. Келу соотнесено со всеми тремя мирами: подземным (миром умерших), верхним (миром мифологических покровителей) и земным (соединяющим миром). По преданию это неизвестное ранее дерево впервые выросло на могиле красивой, смелой девушки Киля, сражавшейся с ногайцами. В ее честь и назвали это дерево – Келу.

И сегодня в Зубово-Полянском районе на правом берегу реки Вад, возле села Вадовские Селищи проводится в день Святой Троицы праздник «Акша келу» («Белая берёза»). По давней традиции в этот день с раннего утра собираются женщины в праздничных национальных костюмах и поют песни на мордовском языке, восхваляя солнце, березу и начавшееся лето, к которому они взывают о хорошем урожае.

Фото — «Диагональ»

2 место. Певческий праздник марийцев «Пеледыш айо»

Межрегиональный праздник песни «Пеледыш айо» («Праздник песни») проводится в Горномарийском районе Марий Эл, в деревне Сиухино. Это традиционный праздник хоровых коллективов, вокальных ансамблей, солистов, музыкантов и артистов различных жанров. Праздник проводится более 80 лет и символизирует окончание весенних полевых работ.

В обязательную программу мероприятия входит шествие творческих коллективов и гостей праздника, зажжение огня фестиваля, встреча национального героя горномарийского народа, легендарного князя горных мари — Акпарса. Ключевым событием является исполнение гимнов России и Республики Марий Эл тысячным хором в сопровождении ансамбля гусляров.

1 место. Медвежьи игрища хантов

Медвежьи игрища — ритуал, который проводился раньше по случаю добычи медведя, сейчас это значимые игрища в жизни казымских хантов. Медведь для хантов — священный зверь. Раньше его называли более 132 различными словами, чаще всего «пуп пухие» (священный сыночек) или «пуп эвие» (священная дочка). Считается, что у медведя столько же душ, сколько у человека (4 у женщины, 5 у мужчины), поэтому церемония медвежьих игрищ длится 4 или 5 дней. За это время души медведя должны быть сопровождены на небо, к небесному отцу.

В церемонии медвежьих игрищ представлены все виды народного искусства: песни, танцы, театрализованные представления. Количество исполняемых «номеров», которые отмечаются на специальной палочке, может достигать 300. Церемония начинается ближе к обеду и заканчивается под утро. За время проведения праздника перед присутствующими предстает весь хантыйский мир: от сотворения до наших дней, актуализируется этническая матрица.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *